Своими мыслями и впечатлениями от фестиваля «Золотая провинция» с нашим корреспондентом делится Анастасия ЕФРЕМОВА – председатель экспертного совета фестиваля, театральный критик.
– Анастасия Олеговна, вы неизменный участник того события, что каждый апрель происходит в Кузнецке. Как вы оцениваете путь, что за минувшие семь лет прошла «Золотая провинция»?
– Кузнецкий театральный фестиваль – не забронзовевший, текучий, живой. И это скорее достоинство, ведь каждый год задумываются и реализуются какие-то другие формы. Так, на этот раз в программе практически отсутствуют любительские театры – только профессиональные. Считаю, что это правильно.
Семь лет – это всё-таки уже солидный возраст, это возраст детей, которые появились на свет в год рождения фестиваля. И сейчас я этих ребят уже вижу в спектаклях кузнецкой театральной школы «Ступени» – они смелые, уверенные, раскованные, они на своём месте. В постановках, которые дети играют для детей, очень важно играть так, чтобы зрители сами захотели выйти на сцену. И вашим юным актёрам, как мне кажется, это удаётся.
В первые год-два многие кузнечане не знали, как следует смотреть спектакль. Теперь же приятно видеть, как за прошедшие годы воспитался ваш зритель: он стал образованным, знающим, понимающим – одним словом, театральным.
– Думаю, читателям будет интересен ваш, пусть даже краткий, обзор фестивальной программы…
– «Тойбеле и её демон» израильского театра «ZERO» – впервые я его смотрела в Израиле, специально летала на премьеру. Много спектаклей смотрела я по этой пьесе, и нередко её любят ставить с сильным сексуальным уклоном. У наших израильских друзей «Тойбеле…» зазвучала совсем по-другому. Марина Белявцева, исполнительница главной роли и режиссёр-постановщик, настолько одухотворена, настолько женственна, что получился спектакль не о сексе, а о любви – чистый и целомудренный. На мой взгляд, тот широкий портал, та открытость залу, которая присутствует в «Родине», была противопоказана исповедальному и камерному характеру спектакля.
«Метод Грёнхольма» от драматического театра им. А.Н. Толстого из Сызрани сыгран очень грамотно, в хорошем ритме. Показалось, что эта вещь больше подходит для антрепризы, чем для репертуарного театра. Спектакль добротный, но сама пьеса без глубокой мысли; думаю, что актёры справились бы и с более трудными задачами.
Поставить «Мастера и Маргариту» – это сложная штука. По моему ощущению, спектакль пермского театра «У Моста» наиболее приближен к роману. «Палачи» по Мартину Макдонаху в исполнении того же коллектива – спектакль мощный и в то же время изящный, такой, какие умеет создавать Сергей Федотов. Он ничего не делает случайно. В тех же «Палачах» действие происходит в пабе; на задней стенке его висят фотографии. Я могу не видеть, что на них запечатлено, но при этом совершенно точно знаю: это продумано, это не случайное изображение. Черноватый юмор спектакля в то же время оставляет надежду, потому что это ещё одна встреча с необыкновенно увлечёнными людьми. Всегда чрезвычайно приятно уважение к зрителю – когда умным, профессиональным языком с ним говорит талантливый режиссёр.
Коллектив из Германии Trickster Sound Group – тоже из числа ищущих, делающих самые разные вещи: от «Маленьких трагедий» до произведений, в которых продолжаются судьбы героев чеховских пьес. В Кузнецке они представили яркий перформанс «Легенды о Кролике Виннебаго», построенный на сказаниях коренных жителей Северной Америки.
Центральный дом актёра уже бывал на нашем фестивале, два года назад показав в музее Радищева спектакль по произведению А.Н. Островского. И в этот свой приезд москвичи обратились к русской классике – пушкинской «Сказке о царе Салтане». Они хорошо вписываются в музейный интерьер, органично там себя чувствуют. Спектакли выстроены так, что никаких особых декораций и не надо – упор делается на возможность показать актёрское мастерство.
И, наконец, снова Макдонах – «Остров Инишмаан», версия студенческого театра ННГУ из Нижнего Новгорода. Кузнечане несколько лет назад уже видели эту пьесу в постановке театра «У Моста». Я бы сказала, что у нижегородцев спектакль получился добрым и светлым. Он рассказывает не об ужасах существования мальчика-калеки на забытом Богом острове, он – опять-таки о любви. Главный герой живёт в атмосфере любви, и нельзя быть несчастным, когда все так тебя любят.
– Каким вы видите будущее «Золотой провинции»?
– Прекрасным и радужным! Хотелось бы продлить для кузнечан театральный праздник, организовать фестиваль и для детских любительских театров. Может быть, стоит расширить программу – устраивать не только мастер-классы для актёров, но и организовывать встречи со зрителями, чтобы больше их вовлечь в нашу театральную жизнь. Интересно было бы по окончании фестиваля провести зрительский опрос: его результаты могли бы учитываться при составлении афиши следующей «Золотой провинции».
– Вы как-то сказали: «Театр нельзя открыть, он должен родиться». На ваш взгляд, Кузнецк созрел для рождения театра?
– Думаю, что да. Зритель уже к этому готов. Менталитет россиян таков, что мы серьёзно относимся к театру, и это проявляется во всём. Для нас театр – дом, почти храм, нечто сакральное. Однако нужна почва, на которой он вырастет. Если городу необходим театр, то театру необходимо достойное помещение, и думаю, что оно в Кузнецке найдётся.
Беседовал Владимир ДАНИЛОВ
На фото: сцена из спектакля «Остров Инишмаан» студенческого театра ННГУ.